Главная / Культура / Такое кино. 5 известных фильмов, снятых при государственной поддержке

Такое кино. 5 известных фильмов, снятых при государственной поддержке

Министерство культуры Российской Федерации обнародовало списки кинопроектов, которые в 2017 году получат финансовую поддержку государства.

Среди лент, которым в 2017 году Министерство культуры предоставит субсидии, — «Грех» Андрея Кончаловского, «Фея» Анны Меликян, «Дядя Саша» Александра Гордона, «Робо» Сарика Андреасяна и ещё 54 фильма как известных, так и начинающих режиссёров.

Несмотря на то, что система государственного финансирования кинопроектов становится прозрачнее с каждым годом, обычному зрителю в ней легко запутаться. Чтобы этого не случилось, нужно запомнить главное: Фонд кино специализируется на потенциально кассовых российских фильмах, а Министерство культуры оказывает поддержку социально значимому, авторскому, дебютному и детскому кино, анимации и неигровым проектам.

АиФ.ru вспоминает самые известные фильмы последних лет, поддержанные государством.

«Левиафан», реж. Андрей Звягинцев

Бюджет: 220 млн руб.

Сборы в России и СНГ: 92 млн руб.

Одним из самых резонансных фильмов, поддержанных государством, стал «Левиафан» Андрея Звягинцева. Его производственный бюджет составил внушительную для авторского кино сумму 220 млн рублей, из которых порядка 40% были государственными (около 40 млн руб. выделило Министерство культуры, остальное — Фонд кино).

Драма 2014 года рассказывает об истории мелкого предпринимателя из провинции (Алексей Серебряков), который борется за свой бизнес и противостоит местным чиновникам и представителям РПЦ. Фильм получил прекрасные отзывы иностранной прессы, его номинировали на «Оскар», а на Каннском кинофестивале «Левиафан» был удостоен престижного приза за лучший сценарий. Однако на родине режиссёра реакция зрителей была неоднозначной: социальное кино обвиняли в «наборе русофобских стереотипов, нацеленных на создание негативного образа российского общества и государства», а некоторые даже призывали продюсеров ленты вернуть государственные деньги. Скандал закончился тем, что в Министерстве культуры решили впредь осторожнее подходить к «проблемному кино» и не финансировать фильмы, выставляющие Россию в неприглядном свете.

«28 панфиловцев», реж. Ким Дружинин и Андрей Шальопа

Бюджет: 150 млн руб.

Сборы в России и СНГ: 385 млн руб.

Сперва независимые кинематографисты из Санкт-Петербурга Андрей Шальопа и Ким Дружинин рискнули обратиться за финансированием своего нового проекта не в Министерство культуры, а к широкой аудитории Рунета, запустив краудфандинговую кампанию.

Но в 2013 году они даже не предполагали, что в сборе денег примут участие около 35 тысяч человек, которые принесут более 30 млн руб., а «28 панфиловцев» станут самым крупным проектом с крауд-финансированием в СНГ.

В разгар съёмок к многообещающему проекту подключились министерства культуры двух стран, — России и Казахстана — которые добавили примерно одну треть бюджета. А за два месяца до выхода «28 панфиловцев» на большие экраны продюсерам помог Фонд кино, который на условиях стопроцентного возврата добавил деньги на продвижение. В результате ленте удалось заработать внушительные 385 млн рублей и множество положительных отзывов среди простых зрителей.

«Сталинград», реж. Фёдор Бондарчук

Бюджет: около 900 млн руб.

Сборы в России и СНГ: 1,6 млрд руб.

Самая кассовая картина в современной истории российского кино была снята ещё в 2013 году и тоже при финансовой поддержке государства. Около 30% производственного бюджета «Сталинграда» Фёдора Бондарчука профинансировал Фонд кино.

«Сталинград» стал первым отечественным фильмом в формате IMAX, что побудило даже самых скептически настроенных по отношению к российским проектам зрителей отправиться в кинотеатр. И, хотя сборы картины в России и СНГ составили рекордные 1,6 млрд руб, далеко не все зрители остались довольны увиденным. Средняя оценка фильма, посвящённого одному из самых кровопролитных сражений в истории человечества, на «КиноПоиске» составила всего 5,7 балла из 10 возможных. Иностранные критики ленту тоже не приняли: в 2013 году она выдвигалась от России на «Оскар», но не вошла даже в шорт-лист.

«Экипаж», реж. Николай Лебедев

Бюджет: 650 млн руб.

Сборы в России и СНГ: 1,5 млрд руб.

Самый кассовый российский фильм 2016 года — «Экипаж» Николая Лебедева — тоже создавался при финансовой поддержке государства. Сумма, которую выделили на создание блокбастера, не разглашается, но ему повезло стать одним из 12 проектов 2014 года, получивших государственные деньги от Фонда кино на безвозвратной основе.

Лебедев снял историю молодого талантливого лётчика по мотивам одноимённого фильма Александра Митты 1979 года. Интересно, что сам Митта сразу поддержал создателей нового проекта и даже снялся в эпизодической роли. Исполнители главных ролей — Данила Козловский и Владимир Машков — тоже были хорошо известны широкой публике, что стало одной из причин кассового успеха картины. «Экипаж» 2016 года собрал в прокате России и СНГ более 1,5 млрд рублей, при этом в 2015 лент-миллиардников среди отечественных работ не было.

«Защитники», реж. Сарик Андреасян

Бюджет: 380 млн руб.

Сборы в России и СНГ: 262 млн руб.

Но не всегда кинематографисты оправдывают доверие чиновников, которые предоставляют им деньги на возвратной основе. Последний громкий инцидент произошёл с нашумевшим проектом Сарика Андреасяна «Защитники», который после выхода в прокат обязан был вернуть Фонду кино 50,8 млн рублей: 100% предоставленных денег.

«Первый российский супергеройский фильм», который знакомит с фантастическими способностями выходцев из различных советских республик, оказался мало кому интересен, а негативные отзывы посмотревших снижали количество желающих сходить в кино. «Защитники» дебютировали в российском прокате на первом месте, но уже на вторую неделю их кассовые сборы упали на 90%. В результате лента не смогла отбить даже собственный бюджет в 380 млн рублей, счета кинокомпании Enjoy Movies, занимавшейся её производством и продвижением, были заблокированы за неуплату налогов, а Фонд кино подал иск на 51 млн рублей против создателей горе-блокбастера.

Источник